21.11.2023
Для чистого
звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы,
мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, а значит, их можно
тренировать, развивать. Для этого существует специальная гимнастика, которая
называется артикуляционной. Даже если ваш ребёнок ещё не говорит,
артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит
базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная
гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Самой
постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. Никакой самодеятельности! Для занятий
дома с родителями предлагается только гимнастика органов речи.
При подборе упражнений
необходимо соблюдать определённую последовательность – идти от простых к более
сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, обязательно перед
зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением артикуляционной
позиции. Главное, чтобы упражнение было
выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз.
Взрослый должен показать
ребёнку, как правильно выполнять артикуляционные упражнения. Для этого,
уважаемые родители, вам необходимо самим научиться выполнять специальную
гимнастику.
Не
удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже
у вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.
Тренировать мышцы органов
речи надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня.
Будьте терпеливы и спокойны. Если у ребёнка не получается какое-то движение,
можно использовать механическую помощь (ручкой чайной ложки, шпателем или
просто чистым пальцем направить,
поднять язык и т.д.).
Все
занятия должны проходить в игровой форме, ведь это ведущая деятельность детей
дошкольного возраста.
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
1.
«ЛЯГУШКА»
Улыбнуться,
с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до
пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться
вперёд.
2. «ХОБОТОК»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы
вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
3. «ЛЯГУШКА» -
«ХОБОТОК»
На счёт «раз-два» чередовать упражнение «лягушка» и
упражнение «хоботок».
4. «ОКОШКО»
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на
счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на
нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом
упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на
нижние зубы.
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым,
как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
7.
«ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА»
На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и
«Иголочка».
8. «ЧАСИКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на
счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся
неподвижной.
9. «КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно
упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом
неподвижна.
10. «ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как
цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы
кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Желаем
успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2023
Дата обновления: 21.11.2023
Дата публикации: 21.11.2023