02.11.2023
От чего зависят речевые нарушения, с чем
они связаны?
Речевые нарушения разнообразны, они
зависят:
·
от
сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и
протекании речи;
·
от
тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой;
·
от
социальной обусловленности речи в отношении как её формы, так и содержания.
Нарушения речи могут возникнуть в любом
возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей.
Причины речевых нарушений
· Различная
внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее
грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель
до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при
беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови
по резус-фактору и др.
·
Родовая
травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным
кровоизлияниям.
·
Различные
заболевания впервые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и
локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа.
Особенно пагубными для развития речи
являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние
желудочно-кишечные расстройства.
·
Травмы
черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
·
Наследственные
факторы.
В этих случаях нарушения речи могут
составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с
интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
·
Неблагоприятные
социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической
запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и
дефициту в развитии речи.
Отрицательное воздействие на формирование
речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается
ребенок, дефекты речи взрослого (родителей, воспитателей…), ограниченное
языковое общение с ребенком. Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные
игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, –
если в семье этого нет или присутствует в ограниченном объеме, то у ребенка
формируется задержка речевого и психического развития. Плохое воздействие на
развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает
телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком (мать, отец, брат,
сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную
позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в
игре, в сказке, не может задать вопроса – он молчит.
Чем больше он «общается» с телевизором,
тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность. Для детей
более старшего возраста (5-7 лет) длительные телевизионные просмотры также
вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития
происходит до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы
сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе. Ограничивайте
телевизионное общение во времени (от 15 минут до 1 часа): или один фильм, или
одна сказка.
Неправильное речевое окружение и
воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи
(по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии
воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой
речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А
это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Меры профилактики речевых нарушений
Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у
детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка.
Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря
«детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как
его речь формируется в общении с Вами.
Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или
пальца, за этим необходимо следить.
Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым
развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы
побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический
строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка.
Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда»
– этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую
активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку,
вместе с ним совершенствуйте и свою речь.
В настоящее время расстройства речи
изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное — надо
вовремя обратиться к специалисту, чтобы своевременно диагностировать их и
понять: нарушение речи является единственной проблемой или это следствие других
серьёзных заболеваний (аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной
системы, отклонения в интеллектуальном развитии и т. д.).
Родителям,
обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять,
насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они
надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2023
Дата обновления: 02.11.2023
Дата публикации: 02.11.2023