26.10.2023
Речь ребенка от 2 месяцев до года
Эту стадию
развития можно условно поделить на три этапа.
Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик,
обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными,
возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со
взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку,
услышать первый смех ребенка.
Лепет.
Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года.
Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и
первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба,
ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся
своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои
первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот
период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными
действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это
время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен
услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его
называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).
В
идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом
общения ребенка со взрослыми.
Количество месяцев от рождения |
Речевые навыки |
2 |
Произнесение отдельных звуков,
появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому. |
3 |
Экспериментирование
(растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление,
«воркование» (грудные булькающие звуки). |
4 |
Превращение отдельных звуков в
целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у». |
5 |
Появление случайного лепета,
ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками –
«гу-гу-гу», «бу-бу-бу». |
6 |
Совершенствование случайного
лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки
имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими
людьми. |
7 |
Частое повторение лепета,
понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то
пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). |
8 |
Использование лепета в качестве
способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение
без осознания значения). |
9 |
Возможно (но необязательно)
появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета. |
10 |
Внимательное вслушивание в речь
взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов
и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на». |
11 |
Увеличение количества
облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение
слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных
значений). |
12 |
Умение понимать более 20 слов,
произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания. |
Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет
Следующий
год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев
подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется
собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам.
Выделяют следующие этапы развития:
·
Ребенок
узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где
девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие.
«Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
·
Малыш
знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые
осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут
пропускаться.
·
Понимает
простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и
др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не
конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
·
К
полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые
из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен
до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
·
Максимально
подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать
слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится
самодостаточной, жесты и мимика уходят.
·
Умеет
заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9
месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
·
Слушает
сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши).
Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и
прилагательные.
·
Узнает
слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в
парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с
куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще –
существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.
Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
Этот этап
в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной
лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным
творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции,
рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем
характеризуется этот возраст для речи:
·
В
словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение
труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
·
Предложения
строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные
предложения.
·
Используются
сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
·
Активно
используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
·
Гласные
уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма.
Например, шипящие заменяются свистящими.
·
Возникают
сложности с буквами «л» и «р».
·
Речь,
в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы
(«Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
·
Легко
запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
·
Приходит
понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно
регулировать.
·
Умеют
рассуждать и делать выводы.
·
Называют
свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
·
Обобщает
предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вкусный) и
действия (мама спит, папа пришел).
Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
В четыре
года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с
удовольствием готов читать и слушать. А также:
·
Словарный
запас состоит из 2500-3000 слов.
·
Точно
называет предметы и их качества.
·
Придумывает
собственные слова и даже стихи.
·
В
речи много прилагательных, предлогов.
·
Становится
больше личных местоимений
·
Ребенок
может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
·
Происходит
овладение монологической речью и пересказом.
·
Умеет
внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
·
Почти
все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они
формируются дольше всех).
·
Умеет
снижать громкость звука, говорить шепотом.
·
Говорит
не быстро.
·
Использует
выразительную интонацию для чтения стихов.
Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
К шести
годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В
идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает
трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:
·
Появляется
много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния,
абстрактные понятия.
·
Умеет
пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и
машина).
·
Знает
и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
·
Знает,
где право, лево; сколько времени.
·
Употребляет
названия дней недели, суток, месяцев.
·
Знает
название страны, столицы.
·
Оперирует
географическими понятиями.
·
Знает
правила движения пешеходов.
·
Склоняет
существительные по числам и падежам.
·
Умеет
согласовать существительные с числительными, а прилагательные с
существительными.
·
Верно
использует все части речи
·
Речь
связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.10.2023
Дата обновления: 26.10.2023
Дата публикации: 26.10.2023