Что такое норма речевого развития

26.10.2023

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.

Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).

Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

 В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми. 

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2

Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.

3

Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).

4

Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».

5

Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».

6

Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.

7

Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).

8

Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).

9

Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.

10

Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».

11

Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).

12

Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

  

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

·        Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.

·        Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.

·        Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.

·        К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.

·        Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.

·        Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.

·        Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.

·        Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

·        В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.Хочу такой сайт

·        Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.

·        Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.

·        Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.

·        Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.

·        Возникают сложности с буквами «л» и «р».

 

·        Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).

·        Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.

·        Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.

·        Умеют рассуждать и делать выводы.

·        Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.

·        Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вкусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

·        Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.

·        Точно называет предметы и их качества.

·        Придумывает собственные слова и даже стихи.

·        В речи много прилагательных, предлогов.

·        Становится больше личных местоимений

·        Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.

·        Происходит овладение монологической речью и пересказом.

·        Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.

·        Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).

·        Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.

·        Говорит не быстро.

·        Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

·        Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.

·        Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).

·        Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.

·        Знает, где право, лево; сколько времени.

·        Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.

·        Знает название страны, столицы.

·        Оперирует географическими понятиями.

·        Знает правила движения пешеходов.

·        Склоняет существительные по числам и падежам.

·        Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.

·        Верно использует все части речи

·        Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.10.2023

Дата обновления: 26.10.2023

Дата публикации: 26.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».