04.08.2023
В жизни ребенка
наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период
адаптации.
Адаптацией принято
называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период
адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых
малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.
Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел
самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна,
эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического
развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени
адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации
отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо
спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца
после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все
нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней
тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на
протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми
респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без
каких-либо осложнений.
Самой нежелательной
является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется
очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период
ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями,
либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно
влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит
характер и длительность адаптационного периода?
Исследования
педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих
факторов:
· возраст ребенка.
Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х
лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым
условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более
любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт
поведения в разных условиях.
· состояния здоровья и
уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит
трудности социальной адаптации.
· сформированности
предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой,
занятиями.
· индивидуальных
особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни
пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на
каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько
дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с
интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне
спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни
с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в
играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
· условий жизни в
семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных
качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми,
самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не
были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет
очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
· уровня
тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и
взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо
создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши,
которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия
(посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к
дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные
отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными
показателями окончания периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое
эмоциональное состояние;
· полное
восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая
возрасту прибавка в весе.
Игры в период
адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить
напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая
приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем,
выливаем, сравниваем»
В таз с водой
опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно
заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с
ними:
· взять как можно
больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной
рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как
можно больше предметов на ладонях.
После выполнения
каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность
упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки
ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на
песке»
Рассыпьте манную
крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут
зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на
нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с
удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с
игрушкой»
Наденьте на руку
перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь
к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой …
грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут
его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом,
поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои
переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится
тем, что трудно высказать.
Уважаемые родители
чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче
перенесут адаптацию к детскому саду!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.08.2023
Дата обновления: 04.08.2023
Дата публикации: 04.08.2023