"Правила работы с агрессивными и тревожными детьми"
30.10.2025
Правила работы с агрессивными и тревожными детьми.
Консультация для педагогов и родителей
Подготовил педагог-психолог Гриценко Д.А.
С целью выявления тревожности у ребенка используется опросник Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ. М.
Тревожный ребенок:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15-20 баллов
Средняя — 7-14 баллов
Низкая —1-6 баллов.
Как помочь тревожному ребенку
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Оценка результатов:
Высокая агрессивность - 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1— 6 баллов
Как помочь агрессивному ребенку
Направления работы:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Правила работы с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
4. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
5. Развивать способность к эмпатии.
6. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
7. Учить брать ответственность за свои поступки.
Правила для педагогов и родителей при общении с агрессивными и тревожными детьми:
1. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле (поручайте ему значимые и заведомо выполнимые поручения).
2. Интересуйтесь его мнением. Ведь если с моим мнением считаются, он и я буду считаться с мнением других.
3. Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
4. Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
5. Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой, а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
6. Объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
7.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
8. Спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
9. Объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
10. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
11. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
12. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
13. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
15. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
16. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
17. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением желаемого поведения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2025
Дата обновления: 10.11.2025
Дата публикации: 30.10.2025