" Советы логопеда по запуску речи "

24.10.2025

Советы логопеда родителям по запуску речи детей раннего возраста

Как помочь ребенку заговорить? Как понять, что требуется помощь логопеда? 

  В последнее время все более распространенной проблемой становится отсутствие активной речи у детей раннего возраста. Причин у этого может быть множество. Наиболее частой причиной отсутствия речи у малыша считается - нарушение формирования речевых зон в коре головного мозга, вызванное гипоксией, либо инфекционными поражениями плода, а также заболеваниями и травмами, перенесенными беременной, тяжелыми родами, заболеваниями в раннем детском возрасте.

Важно понимать, что существуют нормы речевого развития, на которые необходимо ориентироваться.

Обратите внимание! Это норма речевого развития:

Возраст ребенка Норма речевого развития

2 месяца Малыш кричит продолжительно и громко, издает различные звуки с разной интонацией.

3-4 месяца Ребенок начинает гулить и произносить протяжные и певучие звуки «а-а-а», «у-у-у», «уа».

4-5 месяцев У ребенка появляется лепет и он начинает повторять одинаковые слоги: «ля-ля-ля», «на-на-на».

9-10 месяцев Ребенок многократно повторяет ритмические цепочки слогов «ба- ба-ба», «пя-пя-пя» «ди-ди». Появляются лепетные слова: машинка – «би-би», кошка – «ки-са», качаться-«кач-кач».

1 год Малыш понимает самые простые фразы, знает слова «мама», «нет»,

«нельзя», «дай» и может использовать их.

2 года Появляются предложения, часто неправильные: «Маша баю-бай»,

«Это ка-ка». Смягчение слов («дяй», «тятя» и т.п.) на этом этапе является нормой.

3 года Ребенок активно общается с окружающими, в его словарном запасе достаточно слов, чтобы вести диалог со взрослым. Перестановка

слогов в слове, невнятное произнесение некоторых звуков — на этом этапе считаются нормой.

Как понять, что пора обращаться к специалистам?

2 месяца: ребенок не кричит;

6 месяцев: ребенок не гулит, не улыбается, не прислушивается к звукам;

7-8 месяцев: малыш не реагирует на голоса родителей;

10 месяцев: малыш не лепечет;

к двум годам ребенок не понимает простейших вопросов и просьб (например,

«дай маме куклу»), не произносит ни слова или использует максимум 10-20 слов;

в три года ребенок почти не разговаривает с окружающими, не может правильно построить даже простое предложение, в его словарном запасе около 50 слов. Речь ребенка трудно понять даже родителям.

При наличии 2-3-х признаков нарушения речи следует обратиться за помощью к логопеду. Однако, может потребоваться не только консультация логопеда, но и:

- невролога,

- психиатра,

- сурдолога,

- дефектолога.

Но мы с вами сегодня поговорим о том, какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы ребенок начал говорить.

Начинайте прямо сейчас!

При отсутствии речи у ребенка, ее «запуск» ведется ежедневно в процессе режимных моментов и игры. Это не занятие в его обычном понимании. Это ваш диалог (сначала монолог) при любой деятельности, где в поле зрения есть малыш. Важно организовать для неговорящего малыша особый речевой режим.

Общаясь с ребенком в режиме одностороннего диалога, взрослый не просто рассказывает и комментирует все увиденное ребенку, а обозначив какую-то ситуацию, постоянно задает по ней вопросы, многократно повторяет одни и те же слова и фразы. Такие ситуации берутся ежедневно в игре и бытовых моментах.

Как создать речевой режим?

Уберите телефон, выключите телевизор

Игры на планшете и мультики очень вредны для молчащего ребенка. Когда малышу отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность того, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, ограничьте просмотр мультиков и игры с планшетом. Ребенок

должен исполнять главную роль в игре. Сядьте на ковер (вы не должны возвышаться над ребенком) и покажите малышу как играть, создавая различные эмоциональные ситуации. Первое время помогайте ему разыгрывать простые истории, которые ему хорошо знакомы.

-Бух, упал Мишка.

-Давай пожалеем….

Разговаривайте с ребенком

Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям.

Упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.

Пойте песни, читайте стихи

Если ребенок произносит некоторые звуки, пойте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы ребенка.

Если вы поете ребенку перед сном, ограничьте репертуар двумя -тремя песенками и меняйте произведения как можно реже.

Покажите, как говорить

Заведите альбом с картинками, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи. Вместе с ребенком рассматривайте их, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это деда Миша». Когда запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова- действия: «Миша, дай», «Киса, иди. Используйте в речи простые конструкции типа

«Дай ручку», «Где мишка?», «Покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.

Развивайте сенсорное восприятие

Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

Побуждайте ребенка говорить

Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время

игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок:Хочу такой сайт

«ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь

«Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх». Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.

Сохраняйте спокойствие

Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе!

8 видов упражнений по запуску речи

1. Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично. Упражнения для детей младшего возраста всегда носят игровой характер и включают в себя произнесение звуков, следовательно, улучшается и работа речевого аппарата. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование.

В этом вам помогут специальные игры и упражнения:

Дуем на перышко;

Дуем на карандаши и легкие шарики;

Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых;

Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на нитку;

Надуваем мыльные пузыри;

Играем на губной гармошке;

Фыркаем как ежик.

2. Артикуляционные упражнения необходимы для развития и укрепления речевого аппарата. Чтобы ребёнок научился говорить и произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, нужно научиться долго удерживать необходимое положение языка, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Научиться всему этому помогут упражнения артикуляционной гимнастики:

«Лакаем молоко» как кошка;

Облизываем губки – варенье, мед;

Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку;

Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево;

Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик.

3. Проговаривание звукоподражаний с повторами полезно делать в разных темпах: Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка. Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю».

В этом вам помогут специальные игры и упражнения:

подражания звукам детских музыкальных инструментов: Как барабан стучит? Та-та-та!

это подражания голосам человека: Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

4. Логоритмические песенки

Игровые логоритмические занятия легко вписываются в повседневную жизнь ребенка и его мамы. Авторы самостоятельно сочинили множество мелодий, стихов. Песенки составлены на основе простой повторяющейся лексики.

способности малыша;

Уникальные логоритмические песенки:

развивают чувство  ритма и индивидуальные музыкальные

улучшают мелкую моторику рук, позитивно влияют на развитие речи;

обеспечивают необходимый малышу уровень двигательной; активности. укрепляет связь с мамой, которая остается главным музыкальным наставником и товарищем по играм.

Ссылки на логоритмические игры и песенки для детей раннего возраста:

https://deti-online.com/pesni/pesni-dlya-malyshey/logopedicheskie-pesenki/  

5. Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость.

Упражнения с пальчиками под ритмичные стихи или пение помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик. В этом вам помогут специальные игры и упражнения:

6. Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Используйте эти игры для домашних занятий с детьми:

«Угадай, что звучит?»;

«В какой руке звучало?»;

«Быстро-медленно скажу?»;

«Громко-тихо прозвучало?»;

Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример).

7. Творческие упражнения

Что значит односторонний диалог в творческом упражнении? Взрослый не просто рассказывает и комментирует все увиденное ребенку, а обозначив какую-то ситуацию, постоянно задает по ней вопросы.

Какие примеры творческих игр можно использовать в домашних играх с ребенком?

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.11.2025

Дата обновления: 05.11.2025

Дата публикации: 24.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».