Значение игр в период адаптации. Картотека игр в адаптационный период
22.08.2025
В период
адаптации детей, поступающих в детский сад, используются игры, направленные на
формирование эмоционального контакта, доверия к взрослому и освоение окружающей
среды. Такие игры
могут быть коммуникативными и на освоение окружающей среды (например, помещения
группы, детского сада). Можно
использовать для этих целей следующие игры:
«Доброе утро!»
Воспитатель вместе с детьми напевно произносит текст:
-
Доброе утро, глазки! (касаемся
глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
-
Доброе утро, носик! (дотрагиваемся
до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
-
Доброе утро, ушки! (касаемся
кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись?
-
Доброе утро, ротик!
(касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся?
-
Доброе утро, ручки! (кистями
обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись?
-
Доброе утро, животик! (круговое
поглаживание ладонью по животику)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
-
Доброе утро, детки! Все
проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)
«Хоровод»
Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении
последней фразы все «присаживаются» на пол.
«Прыгай
веселей»
Педагог: рассказывает потешку и
показывает движения. Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! Прыгают
на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! руки
поднимают вверх, вниз
И немного покружись! кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть
начнём.
Игра повторяется несколько раз.
«Солнечные зайчики»
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови
зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3
раза.
«Игра с
собачкой»
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с
собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу,
покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает»,
говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры
воспитатель называет имя другого ребенка.
«Ладушки – хлопушки»
Взрослый декламирует стишок, выполняя
действия:
-
Ладушки – ладушки,
Звонкие
хлопушки,
Хлопали в
ладошки,
Хлопаем
немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши)
-
Кашу варили,
Ложечкой
мешали.
(взрослый помогает ребенку водить
пальчиком правой руки по ладошке левой)
-
Куколку кормили. Да!
- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую
ладонь вперед)
-
Кулачки сложили,
Кулачками
били,
Тук, тук, тук,
тук, тук,
Тук, тук, тук,
тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно
постукиваете ими друг о друга)
-
Ладошки плясали,
Деток
забавляли,
Ля-ля-ля,
ля-ля-ля,
Ля-ля-ля,
ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)
-
Ладушки устали,
Ладушки
поспали,
Баю-бай,
баюшки,
Баю-бай,
ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их
по щеку)
«Зайка»
Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с
тобой?
Ты сидишь совсем
больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и
хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а
сам встает в круг. Игра повторяется.
«Пускание мыльных пузырей»
Ход игры: воспитатель пускает мыльные
пузыри и говорит:
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
Дети ловят мыльные пузыри.
«Поезд»
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в
«поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом,
держась за одежду впереди стоящего.
«Поехали», - говорит взрослый, и все
начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном
направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит:
«Остановка».
Через некоторое время поезд опять
отправляется в путь.
«Собираем игрушки»
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он
играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее
в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в
коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде:
«Мы игрушки собираем,
Мы игрушки собираем!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля,
тра-ля-ля
Их на место убираем».
«Мы топаем
ногами»
Ход игры. Играющие дети становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы
при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст
так медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в
стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем. (Дети
берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время
воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
Полезно использовать игры на коленках с детьми
раннего возраста.
Прикосновение стимулирует выделение мозгом
важных гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей,
педагогов) - не только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребенком и
взрослым, ее проявления влияют также на формирование нервных связей. Отношение
ребенка к себе и к окружающему миру отражается на его отношениях с родителями.
Видя теплую и чуткую заботу со стороны родителей (педагогов), дети ощущают себя
в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим.
Дети раннего возраста очень любят сидеть
на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их
подкидывать, как бы ронять.
Положительную роль «игры на коленках»
имеют и в адаптационный период детей. Эмоциональное тактильное общение
воспитателя с ребенком помогает второму пережить временное расставание с мамой.
Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались,
постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть
с воспитателем.
Игра: «Прыг – скок»
·
Посадите ребенка себе на колено,
крепко держа его.
·
Подбрасывая ребенка на колене,
читайте или пойте следующий стишок:
·
Прыг – скок,
·
Вверх и вниз.
·
И все сначала:
·
Прыг – скок, прыг – скок,
·
Оп, но только, чур, не падать.
·
На последней фразе наклоните
малыша в сторону.
·
Прочитайте стишок (песенку) еще
раз и на последней фразе наклоните ребенка в другую сторону.
Игра: «Ехали, мы ехали»
-Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения
соответственно тексту:
Ехали, мы ехали
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке
Темной – темной ночкой
По кочке, по кочке.
Утром - по оврагам,
Днем – по ухабам,
Заехали на горку,
И
в ямку – бух!
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для пальчиков помогает
ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание
(если ребеночек плачет), способствует развитию мелкой моторики, координации
движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой
деятельности, развивает речь.
1.Мы капусту рубим-рубим (изображаем,
как будто мы рубим ребром ладони)
Мы капусту трем-трем (трем ладошка о
ладошку)
Мы капусту солим-солим (соответствующее
движение щепоткой)
Мы капусту мнем-мнем (мнем руками)
2.Этот пальчик бабушка
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик мама
Этот пальчик папа
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья
(поочередно показываем каждый пальчик)
3.Раз, два, три, четыре, пять (разжимаем
пальцы из кулачка по одному)
Вышли пальчики гулять
Пошел дождик – в домик спрятались опять.
Нет пальчиков
Где же наши пальчики?
Вот они наши пальчики!
4. Ротик мой умеет кушать
Нос дышать, а ушки слушать
Могут глазоньки моргать
Ручки все хватать, хватать (хватаем)
(поочередно
показываем)
5. Тесто мы месили, месили, месили (сжимать,
разжимать кулачки)
Мы пирог лепили, лепили, лепили (лепим
пирог)
Шлеп, шлеп, шлеп
Слепили мы большой пирог! (разводим
руками – большой)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.08.2025
Дата обновления: 22.08.2025
Дата публикации: 22.08.2025