Деструктивное влияние различных типов родительского воспитания на развитие личности ребёнка
03.02.2025
Семья - это самый первый коллектив, в котором формируется
его представление о жизни и окружающем мире. В семье закладываются важные
навыки и привычки, рождаются первые чувства.
Семья оказывает наибольшее влияние на развитие личности
из всех известных институтов воспитания. При этом влияние может быть как
позитивным, так и негативным — все зависит от стиля, который родители выбирают
для воспитания своего ребенка.
Стиль воспитания во многом определяет судьбу человека. В
первую очередь он влияет на характер взаимоотношений в семье и формирует первые
стереотипы — понятия, на которые человек будет опираться в течение всей своей
жизни.
Классификация стилей воспитания детей
1. Гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и
контроля. Ребёнок остаётся без надзора. Родители уделяют ему мало внимания, у
них нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность.
При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители
не включаются в жизнь ребёнка. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к
асоциальному поведению из-за неудовлетворённости потребности в любви и
привязанности.
2. Доминирующая гиперпротекция, диктат, проявляющиеся в
повышенных, обостренных внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле
поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребёнка не приучают к
самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации,
либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
3. Потворствующая гиперпротекция, часто сопровождающаяся
таким родительским отношение как «симбиоз». Родители стремятся освободить
ребёнка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и
покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же
восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в завышенном
уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на
свои силы.
4. Эмоциональное отвержение, при котором, ребёнком
тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются.
Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребёнка обузой и
проявляют общее недовольство им. Часто встречается скрытое эмоциональное
отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку
повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее
отрицательное воздействие на развитие ребёнка.
5. Жестокие взаимоотношения, которые могут проявляться
открыто, когда на ребёнке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми,
когда между родителями и ребёнком стоит «стена» эмоциональной холодности и
враждебности.
6. Повышенная моральная ответственность, авторитарная
гиперсоциализация, при которой от ребёнка требуют честности, порядочности,
чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и
возможности ребёнка, возлагают на него ответственность за благополучие близких.
Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое
будущее своего ребёнка, а ребёнок боится их разочаровать.
Особого внимания заслуживают такие типы родительского
отношения, как диктат и опека. Различаясь, по сути, они совпадают по своему
результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются
отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи. Подростки
из семей с типом отношений «опека», характеризуются очень высокой или
неадекватно низкой самооценкой. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий тип
отношений в семье приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной
значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, эгоизма и
самолюбия, беспомощности, выраженной защиты, зависимости от родителей,
запаздыванию социальной зрелости.
Авторитарный (диктат) тип отношений в семье тоже откладывает отпечаток на развитие личности ребёнка: большинство опрошенных подростков отличаются неадекватно заниженной самооценкой. Сломленное родителями сопротивление детей, ломает многие ценные качества личности: самостоятельность, инициативность, веру в себя, чувство собственного достоинства. Многие не ждут положительного отношения, одобрения и поддержки со стороны окружающих, они не интересны самим себе, что приводит к непринятию себя и своих качеств.
Невмешательство родителей (гипоопека), отсутствие
должного контроля за ребёнком. Когда воспитание детей пускается на самотёк, то
это способствует развитию в ребёнке эмоциональной отчуждённости, в том числе и
от родителей.
Неустойчивый тип родительского отношения к детям
содействует формированию таких черт характера у ребёнка, как упрямство,
неуверенность в себе, тревожность, неустойчивая самооценка, и неустойчивый
уровень притязаний. Родители воспринимают своего ребёнка как собственность, что
приводит у него к появлению чувства “малоценности”.
Родители пользуются множеством приёмов воспитания в
зависимости от ситуации, от самого ребёнка, от его поведения в данный момент и
культуры, к которой они принадлежат. Оптимально, если родители ограничивают
автономию ребёнка и постепенно, но упорно внушают ему определённые ценности и
вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское
любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим
искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.
Родительский контроль имеет отношение к степени
выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с выраженными
запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным
побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем,
чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому,
родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше
контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше
ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.
Родительская теплота же указывает на то, в какой степени
родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит своё
выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их,
стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять
свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто
отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.02.2025
Дата обновления: 03.02.2025
Дата публикации: 03.02.2025