Значение режима дня в жизни ребёнка

08.11.2024

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.


Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приёмов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.


Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и предусматривает организационный режим для дошкольника:

- Дневной и ночной сон определенной продолжительности с соблюдением времени подъема и отхода ко сну.

- Регулярное питание.

- Определенная продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

- Правильное чередование труда и отдыха.

- Определенное время для физзарядки и личной гигиены.


Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большей мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже взбалмошного дошкольника к аккуратности, точности, порядку. По мере роста ребёнка распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве – чередование всех форм деятельности организма в определенном режиме.


Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главным видом отдыха для дошкольника является сон.  Благодаря сну происходит полное восстановление всех систем нашего организма. От состояния здоровья, особенностей нервной системы зависит потребность во сне. Дошкольнику равнозначно необходим, как ночной, так и дневной сон, несмотря на то, посещает ли ребёнок ДОУ или нет. Ребёнку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Время для ночного сна самое правильное в промежутке с 21.00-22.00 до 7.00-8.00. Дети дошкольного возраста спят днём один раз. Причем укладывать их нужно так, чтобы они просыпались около трёх часов дня. Не стоит укладывать ребёнка позже этого времени, так как будет более позднее укладывание. Около шести часов бодрствования во второй половине дня – это самый оптимальный и подходящий отрезок времени, чтобы ребёнок достаточно наигрался, чтобы ему захотелось отдохнуть.Хочу такой сайт


Немаловажный элемент режима дня – прогулка. Она даёт детям возможность реализовать потребность в подвижных играх, это приобщение к трудовым процессам, разнообразные физические упражнения, которые помогают удовлетворить потребность в движении. При условии правильно организованной прогулки, дети реализуют на ней примерно 50% суточной потребности в активных движениях. Прогулка помогает развитию, образованию, оздоровлению ребёнка. На прогулке в ДОУ или при организованной прогулке с родителями можно решить сразу несколько задач воспитания: развитие речи ребёнка, расширение кругозора, развитие творческой фантазии и воображения, совершенствование основных видов движений и т.д.


Воспитательная и учебная деятельность очень важна для развития детей. Даже, если ребёнок не посещает ДОУ, то кратность и продолжительность занятий должна соответствовать рекомендуемой, как и для организованных коллективов. Доказано, что занятия по развитию речи, математике, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром − более утомительны, чем лепка, изо, конструирование. Музыка и физкультура более динамичные занятия, поэтому способствуют уменьшению напряжения и усталости. На основе этого и строится расписание занятий в ДОУ.


Игровая деятельность и отдых способствуют появлению положительных эмоций, а также развивают творческую активность. Ребёнку нужно давать время для свободных занятий по его выбору. Для игровой деятельности дошкольнику отводится время в утренние часы, во время прогулок, после дневного сна и вечером, перед сном. Игра дошкольника должна быть максимально разнообразной, индивидуальной и групповой, подвижной, дидактической, ролевой. Например, дидактические игры, подобны учебным занятиям, подвижные игры способствуют укреплению организма, повышению выносливости. Игра необходима для развития детского организма, ведь она вызывает положительные эмоции, снимают психологическое напряжение.


Самообслуживание, помощь семье – это тоже элемент режима дня, о нём мало говорят, но он тоже очень важен. Дошкольники могут выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помощи в уборке помещения и посуды (не более 15 минут в день). Это развивает в детях желание помогать, чувство ответственности.


Приёмы пищи и личная гигиена – обязательные компоненты режима дня детей любого возраста. Режим питания подразумевает за собой строгое соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними, так же необходимо следить за правильным распределением количества пищи и качества пищи по приёмам. Если не соблюдать правильные интервалы приёма пищи, то нарушается нормальная желудочная секреция, от чего снижается аппетит, и ребёнок становится «малоежкой». Дети дошкольного возраста без отклонений в здоровье принимают пищу 4-5 раз в день, с интервалом около 4 часов.


Таким образом, режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня для своего ребёнка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья вашего дошкольника. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.11.2024

Дата обновления: 11.11.2024

Дата публикации: 08.11.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».