11.11.2024
В современном мире телевидение получило очень широкое
распространение. Телевизор есть в каждом доме, и практически все люди смотрят
его, дети же не являются исключением. Родители начинают приучать детей к
телевизору с самого раннего детства, стремятся всеми возможными способами развивать
ребёнка. А телевизор − это очень удобно – приносит удовольствие ребёнку, а
также расширяет его кругозор. Но часто родители забывают, что телевизор не
всегда несёт в себе только положительные аспекты.
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных
передач?
1. Переутомление. Телевизионная программа – калейдоскоп
звуков и образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребёнок тратит много
сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен
полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах,
политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не
просто усталость, а перевозбуждение.
2. Зависимость. Если вы частенько включаете телевизор для
того, чтобы занять ребёнка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он
рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и
отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается –
чем не настоящий друг? Старайтесь не превращать телевизор в участника семейных
ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли
телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и
стало вашим хобби, наивно предполагать, что дошкольник избежит той же участи. В
этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.
3. Пассивность. Во взаимодействии человека и телевизора
активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам
неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах − думать, при прочтении
книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в
образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с
гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались,
вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем
закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы
всегда остаётесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять.
В настоящее время практически не вызывает сомнения тот
факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют
повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей. Очень часто именно просмотр телепередач
обуславливает возникновение детских страхов. Страх, как и любая другая эмоция,
выполняет определённую функцию и позволяет ребёнку и взрослому человеку
ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Однако страхи,
возникающие под влиянием фильмов и телепередач, не являются полезными эмоциями,
эти страхи не предостерегают человека от возможной опасности. Поэтому, дети
только чувствуют дискомфорт от этих страхов.
За последние 20 лет резко увеличилось количество детей,
которые умеют воспринимать только зрительную информацию, на слух же
воспринимают плохо. И в общении с другими детьми у них возникают сложности.
Почему это происходит? Во время сидения у телевизора ребёнок не нуждается в
том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает. На речь
отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном
построены стереотипно и никак не побуждают дошкольника развивать собственную
фантазию и творческие способности. Поэтому речь детей в игре становится скудной
— они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах,
бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их
роботоподобными движениями.
Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере
интереса ребёнка к спонтанным, творческим играм и естественному движению, не
давая детям достаточно стимулов для формирования двигательных навыков. Нехватка
разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что пострадают
творческие способности, фантазия и интеллект.
Вы спросите: Что же, совсем запретить ребёнку смотреть
телевизор? И как компенсировать уже причиненный вред? Совсем запрещать
дошкольнику смотреть телевизор – наверное, не выход, но следует ограничивать
время просмотра. Для детей дошкольного возраста рекомендуется смотреть не более
1 часа, для школьников – до 2 часов в день.
В качестве компенсации подойдут любые совместные занятия
с ребёнком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела
или просто совместная прогулка. Окупится любое, даже самое малое ваше усилие.
Нужно постараться создать ребёнку как можно более благоприятные условия для
творческих игр, получения живого чувственного опыта и энергичной активности.
Эффективность следующих форм руководства просмотром
телепередач в семье:
- обсуждение увиденного на экране с выделением в нем
содержания, наиболее существенного и одновременно значимого для ребёнка,
соответствующего его интересам и потребностям;
- побуждение детей к высказываниям оценок и суждений об
увиденном;
- стимулирование у детей желания осуществлять перенос
полученных знаний в различные виды детской деятельности (игра, конструирование,
рисование, аппликация и т.п.)
Детство – это самая счастливая и беззаботная пора для
любого ребёнка. В этом возрасте ребёнку вовсе не нужно задумываться о
несправедливости и жестокости мира, о терроризме и катастрофах. Ребёнок должен
учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. Конечно,
телевизор − это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует,
однако нельзя забывать и о том, что телевиденье − не средство для полноценного
развития ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.11.2024
Дата обновления: 11.11.2024
Дата публикации: 11.11.2024