24.09.2024
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании
ребёнка-дошкольника. Однако он
далеко не всегда верно оценивается родителями, не
представляется им столь значимым, как например, последующий 7-й год жизни. 6-й
год жизни дошкольника характерен
нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности к
целенаправленной систематической коллективной, произвольной регуляции
деятельности своего поведения.
Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по
сравнению
с воспитанием детей среднего дошкольного
возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной
группе или школе во многом
будут зависеть от того, насколько внимательно родители
будут относиться к решению воспитательно-образовательных
задач в этом году. Переход детей
в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания : они теперь включаются в систематическую и более сложную
по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и
методы обучения приобретают характер учебной деятельности. У детей 5-6-летнего возраста
продолжается процесс окостенения скелета, развитие крупной и особенно мелкой
мускулатуры. Повышающаяся способность к координации движений неразрывно связана
с развитием мозга ребёнка. Дети 5 лет, если они не изнежены, оказываются
физически здоровыми, крепкими, выносливыми. Самое важное достижение ребёнка
этого возраста заключается в том,
что многие выполняемые ими движения и действия становятся подконтрольными сознанию.
Ребёнок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу, т. е. направляет
их на достижение результата, контролирует, согласовывает между собой. Поэтому,
например, дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры,
более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими
особенностями продолжительность образовательной
деятельности теперь составляет не 18 минут, как в средней группе, а 25 минут.
Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее
существенным показателем общего развития старшего дошкольника. Качественные
изменения в развитии 5-летних детей отчётливо
обнаруживаются в играх. Понаблюдайте за детской игрой. Вы увидите, что, прежде
всего в ней отражается деятельность людей, их взаимоотношения, и уже
значительно более содержательно, чем раньше. Играя в детском саду, дети
объединяются общим замыслом, действуют согласованно и каждый из них стремится
внести в игру свою инициативу, выдумку и опыт. Нельзя быть равнодушным к тому,
во что и как играют дети, надо советовать им, подсказывать, не мешая, конечно, самостоятельности,
т. к. игра должна быть средством воспитания. Освоение
движений и способность к управлению ими наиболее заметно сказываются в новых
возможностях трудовой деятельности ребёнка. Дети старшей группы в состоянии
выполнять более сложные трудовые обязанности в группе,
дома, требующие согласованных действий, способны работать сосредоточенно, не
отвлекаясь, вместе с другими, помогать друг другу, чувствовать ответственность
перед сверстниками. Ребята умеют уже довольно справедливо оценить, как
выполняет ту или иную задачу каждый из детей или он сам.
У 5-летних детей усиливается произвольное
внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо
развивать как в детском саду, так и дома. Очень важно заботиться о развитии
мышления и речи детей,
необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно- следственным
связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д.). Жизнь детей этого возраста значительно
эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и
продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические
переживания детей разнообразны – их радует
красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен,
картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры. Особенное
развитие получают нравственные чувства – дети радуются, когда помогают
товарищам, стремятся быть полезными окружающим, сопереживают близким им людям, стремятся
на деле выразить эти чувства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.09.2024
Дата обновления: 24.09.2024
Дата публикации: 24.09.2024