Применение мнемотаблиц для развития связной речи

09.09.2024

Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и полноценного развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически выстроенная красивая речь. В дошкольном периоде преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.


Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.


Мнемотехника − это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Цель обучения мнемотехнике − развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.



Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (схема, в которую занесена определенная информация), последовательно переходим к мнемодорожкам (несколько мнемоквадратов, соединенных по смыслу и линейно) и позже к мнемотаблицам.

 

 image1.jpeg


Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи.


Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, малыши учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями.


Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:

1. Развитие связной речи:

обогащения словарного запаса;

при обучении составлению рассказов;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании и загадывании загадок;

при заучивании стихов.

2. Развитие всех видов памяти.

3. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).Хочу такой сайт

4. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).

5.Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.

6. Развитие смекалки, тренировка внимания.

7. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

8. Развитие графо-моторных навыков.


Изготовление обучающих мнемотаблиц по развитию речи не потребует особых умений или художественного таланта. Подбирается слово или короткое словосочетание, а также изображение, которое будет наглядно иллюстрировать выбранное слово.


Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего использовать таблицы с яркими, красочными картинками – благодаря изображениям белочки, зайчика или цветка ребенок намного быстрее и легче запоминает материал. Через некоторое время, после того, как дети тщательно изучат словосочетание и изображение, которое его характеризует, можно заменить картинку на графические символы. 




Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребёнок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребёнок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец. Это наиболее трудный вид монологической речи. В описание задействуют все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Здесь важно научить ребёнка выделять признаки предмета.


image2.jpeg

 

На этапе составления рассказа вводите в мнемотаблицы символы, обозначающие слова. Например: при виде символа в виде знака вопроса или контурного изображения объекта – детям предлагается назвать предмет или объект. «Цвет» − дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну-палитре. «Геометрические фигуры» − форма объекта. «Рука» − какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» − для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» − из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы.


По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всём, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.


В преимущественном большинстве случаев обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у детей дошкольного возраста проходит успешно. Дошкольники значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы.


Мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры запоминания материала, развитие ассоциативного мышления и красивой, грамотной связной речи.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.09.2024

Дата обновления: 09.09.2024

Дата публикации: 09.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».