09.09.2024
Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и
полноценного развития детей на протяжении дошкольного возраста является
грамотная, логически выстроенная красивая речь. В дошкольном периоде
преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном
непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство –
исключительная фотографичность.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют
приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них
большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно
пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в
любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают
объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника − это система методов и приёмов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно
развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике − развитие памяти, мышления,
воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно
связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (схема, в которую занесена определенная информация), последовательно переходим к мнемодорожкам (несколько мнемоквадратов, соединенных по смыслу и линейно) и позже к мнемотаблицам.
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило
достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение
данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения малышей
дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной
речи.
Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные
зрительные схемы, малыши учатся строить грамматически правильные, логически
завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными
уточняющими деталями.
Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:
1. Развитие связной речи:
обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихов.
2. Развитие всех видов памяти.
3. Развитие логического мышления (умение анализировать,
систематизировать).
4. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).
5.Решение различных общеобразовательных, дидактических задач,
ознакомление с различной информацией.
6. Развитие смекалки, тренировка внимания.
7. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в
событиях, рассказах.
8. Развитие графо-моторных навыков.
Изготовление обучающих мнемотаблиц по развитию речи не потребует
особых умений или художественного таланта. Подбирается слово или короткое
словосочетание, а также изображение, которое будет наглядно иллюстрировать
выбранное слово.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего использовать
таблицы с яркими, красочными картинками – благодаря изображениям белочки,
зайчика или цветка ребенок намного быстрее и легче запоминает материал. Через
некоторое время, после того, как дети тщательно изучат словосочетание и
изображение, которое его характеризует, можно заменить картинку на графические
символы.
Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребёнок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребёнок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец. Это наиболее трудный вид монологической речи. В описание задействуют все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Здесь важно научить ребёнка выделять признаки предмета.
На этапе составления рассказа вводите в мнемотаблицы символы,
обозначающие слова. Например: при виде символа в виде знака вопроса или
контурного изображения объекта – детям предлагается назвать предмет или объект.
«Цвет» − дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну-палитре. «Геометрические
фигуры» − форма объекта. «Рука» − какой предмет на ощупь или действие с ним.
«Человек» − для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём
заботится или как человек его использует. «Части объекта» − из каких частей
состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы.
По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всём, чем
угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно
попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.
В преимущественном большинстве случаев обучение и развитие речи
посредством мнемотаблиц у детей дошкольного возраста проходит успешно.
Дошкольники значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире,
у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои
собственные сюжеты и занимательные рассказы.
Мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и
распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры
запоминания материала, развитие ассоциативного мышления и красивой, грамотной
связной речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.09.2024
Дата обновления: 09.09.2024
Дата публикации: 09.09.2024