Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

09.09.2024

Овладение языком является важнейшим приобретением ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретением, потому что речь не даётся человеку от рождения.


Формирование словаря дошкольника напрямую связано с последующим развитием связной речи. Чем больше наполнен словарь, тем содержательнее и целенаправленнее речь ребёнка.


В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объём знаний, которые нужно им передать. Чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребёнка в дальнейшем.


Словарный запа – это  слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек.


Выделяют активный и пассивный словарь ребёнка.


Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного дошкольнику. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребёнок понимает, но не использует в своей речи.


Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребёнка.


Для того чтобы словарный запас вашего ребёнка становился богаче, самим родителям придётся последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами и выражениями. Дошкольник должен не просто знать слова, а применять их на практике.


Для этого с детьми нужно как можно больше общаться.


Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком.


Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятным новые для них слова, благодаря сочетанию слуховых и зрительных восприятий.


Активизации словаря, особенно образного, содействуют показ кукольного и настольного театра, участие в праздничных утренниках, детских концертах, номерах художественной самодеятельности.


Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста также происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы. Через художественное слово − пословицы, поговорки, стихи, загадки, потешки, рассказы, сказки, повести, баллады дети обогащают свой словарный запас, расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки.


Обогащение пассивного и активного словаря происходит в процессе наблюдения, бесед с взрослыми и сверстниками. Новые слова, которые дети узнают в процессе наблюдений, экскурсий, после просмотра телевизионных передач закрепляются в сознании и памяти детей благодаря индивидуальным и групповым беседам, играм и другим видам детской деятельности.Хочу такой сайт


Родителям необходимо создавать такие речевые ситуации, которые побуждают детей употреблять определённое слово, словосочетание и предложение. Очень важно стремиться не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, то есть к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.


Необходимо поощрять детей, когда они используют образные выражения, различные предложения, когда выражают своё отношение к различным событиям. Положительная оценка самостоятельного решения речевой задачи даёт ребёнку уверенность в себе и в своих силах, что благоприятно влияет на его связную речь.


Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста происходит в процессе обучения, в играх, в разных видах деятельности, а также в повседневной жизни.

На прогулке расширяйте словарь ребёнка по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы». Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.


Вслушивайтесь в звуки улицы и природы. Рассматривание сезонной одежды поможет обогатить словарь по темам «Одежда» и «Обувь». На кухне можно развивать словарь ребёнка по темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника». Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова.


Обязательно называйте все свои действия, показывайте дошкольнику, что и как вы делаете. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее. Поручите ребёнку посильную помощь на кухне или по дому. Называйте свойства предметов (цвет, форму, размер, вкус продуктов). Задавайте соответствующие вопросы.


Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.


Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать книг, обсуждать прочитанное, побуждать высказывать своё мнение и переживания.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.09.2024

Дата обновления: 09.09.2024

Дата публикации: 09.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».