30.01.2024
Самостоятельность – это
ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с
раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия
самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
«Я сам,
я сам», - твердят они каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на них
рубашку, колготки, вытирают им нос, кормят с ложечки и т.д. Нередко малыши
принимаются подметать пол, убирать со стола, поливать цветы и даже пытаются
мыть посуду, стирать. Нужно всемерно поддерживать эти росточки
самостоятельности и инициативы детей.
Что
значит – поддерживать инициативу самого ребенка? Это отнюдь не означает, что ему нужно
предоставлять полную свободу
действий. Ведь первые проявления самостоятельности детей очень неустойчивы.
Ребенок старается самостоятельно выполнять только те действия, которые для него
новы, еще не освоены. Он может несколько раз подряд горячо взяться шнуровать
ботинки, застегивать и расстегивать пальто, завязывать и развязывать шарфик и
т.д. Но очень скоро все это ему надоест. Теперь он хочет заняться новым делом –
и точка. Поэтому можно сказать: детское требование «я сам» - это еще только
начало дела. Для воспитания самостоятельности важно уметь пробуждать у ребенка
такие мотивы, которые заставляли бы его выполнять уже знакомые действия каждый
раз, когда это необходимо.
Один
из важнейших мотивов формирования самостоятельности у детей – их стремление к
самоутверждению. Как
отмечалось, это стремление проявляется очень рано. Уже в два с половиной – три
года малыши, желая показать, что они «большие» и «хорошие», пытаются оказать
помощь взрослым в домашней работе.
В воспитании
самостоятельности ребенка большое значение имеет правильное использование
оценочных воздействий, рассчитанных на пробуждение детского чувства
собственного достоинства. Самое главное, чтобы работа в этом направлении велась
с ребенком не от случая к случаю, а систематически, пока у него не выработается
нужное отношение к делу.
Правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность у ребёнка
Хвалите ребенка.
Развитие
самостоятельности начинается уже с трех лет, когда ваше чадо начинает
копировать ваши действия. Если ваш малыш сам убрал тарелку в раковину,
обязательно похвалите его. Это придаст ребенку уверенности и поощрит его к
самостоятельным действиям в дальнейшем. Если же родители не замечают порывов
ребенка к самостоятельности, у малыша пропадает желание получить новые навыки,
так как нет стимула.
Не ругайте детей за попытки
сделать что-то самостоятельно.
Пусть он залил скатерть,
наливая себе воду, или сломал машинку, пытаясь «починить» её. Но ведь это его
первые шаги к самостоятельности. Когда ваше чадо впервые начнет проявлять
самостоятельность, ни в коем случае не останавливайте его, если только нет угрозы
здоровью. Частая критика убивает у ребенка желание веру в свои силы, он
начинает думать, что у него ничего не получается
Учите ребенка.
В выходные можно выделить
время на развитие самостоятельности. Покажите своему чаду, как надеваются
варежки или как завязывать шнурки. Соревнуйтесь с ним на то, кто быстрее
сделает то или иное действие. Самостоятельный ребенок будет расти на ваших
глазах
Не пытайтесь облегчать
жизнь ребенку, чересчур помогая ему.
Пусть ваш ребенок
почувствует себя самостоятельным. Гиперопекой называется поведение родителя,
при котором он под каким-либо страхом, гасит активность ребенка и не дает ему
расцвести как самостоятельный человек. Дети таких родителей могут отставать в
развитии. Ребенку мешает вырасти самостоятельным также то, когда вы все
делаете вместо него, например, не ждете, когда он сам завяжет себе шнурки от
ботинок или застегнет куртку, а говорите ему, что это у вас получится быстрее.
Дети вырастают
самостоятельными лишь в тех семьях, в которых взрослые, не жалея сил и времени,
шаг за шагом терпеливо вырабатывают доступные ребенку данного возраста умения,
используя для этого каждый удобный случай. Опытные родители начинают обычно с
малого: оказывают ребенку своевременную помощь (показывают, объясняют, как
можно и нужно сделать что-либо), контролируют его первые и самостоятельные
усилия, не давая ему заигрываться, подолгу возиться с одни и тем же делом.
Только таким образом у ребенка вырабатываются навыки самообслуживания и
различные умения, без которых малышу трудно быть самостоятельным.
Самостоятельность – очень многоаспектный и психологически непростой феномен,
это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы
деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в
портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда
неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется
сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы
воли, терпения и ответственности очень важна. Роль взрослых – стимуляция
действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно,
если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.
В любой ситуации оставайтесь любящими родителями –
это главный источник душевных сил ребенка,
залог его успешного психического развития.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2024
Дата обновления: 30.01.2024
Дата публикации: 30.01.2024