Логопедический словарь для родителей

25.01.2024

Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребёнка с учителем-логопедом, вы можете столкнуться с разными терминами. Для продуктивной работы, предлагаю ознакомиться с терминологией в логопедической практике.

 

Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Дизартрия − нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия − нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.

Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.

Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедический массаж − одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Логорея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.Хочу такой сайт

Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.

Парафазия – нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.

Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния. Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.

Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).

Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону.

Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.

Этиология – причина возникновения болезни или патологического состояния.

Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.

 

Надеюсь, что данная информация будет полезна для вас!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.01.2024

Дата обновления: 25.01.2024

Дата публикации: 25.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».