25.01.2024
Уважаемые родители!
В процессе работы вашего ребёнка с учителем-логопедом, вы можете столкнуться с
разными терминами. Для продуктивной работы, предлагаю ознакомиться с
терминологией в логопедической практике.
Автоматизация (звука)
– этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после
постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения
звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении
поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Аграмматизм –
нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
Алалия
– отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично
сохранном интеллекте.
Артикуляция –
деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных
их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный
аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование
звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани,
языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Афония
– отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная
причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит
утечка воздуха.
Брадилалия –
патологически замедленный темп речи.
Дизартрия −
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью
иннервации речевого аппарата.
Дислалия −
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации
речевого аппарата.
Задержка
речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от
возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
Заикание –
нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием
мышц речевого аппарата.
Звукоподражания
– условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые
процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.
Импрессивная
речь
– восприятие, понимание речи.
Иннервация –
обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной
нервной системой.
Логопедия
– наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения
средствами специального обучения и воспитания.
Логопедический
массаж − одна из логопедических техник, способствующая
нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих
речевыми нарушениями.
Логорея –
безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор
отдельных слов, лишенных логической связи.
Логоритмика
– это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются
с произнесением специального речевого материала.
Мутизм
– прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Нарушение
голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие
патологических изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи
– отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой
среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения,
голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального
функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
– различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и
смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за
кем-либо речь.
Парафазия – нарушения
речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или
перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо
вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не
имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и
письменной речи.
Патогенез – механизм
развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто
вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Растормаживание речи у детей
– активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.
Ринолалия – нарушение тембра
голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или
недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение
резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи
вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и
твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.
Сопряженная речь – совместное
одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или
фраз.
Тахилалия
– нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в
секунду).
Тремор
– ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при
поражении нервной системы.
Фонетико-фонематическое
недоразвитие – нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический
анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу
звуковой структуры слова.
Фонематический
слух
– тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять
операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции
нормального голоса в желаемую сторону.
Экспрессивная
речь
– активное устное и письменное высказывание.
Этиология –
причина возникновения болезни или патологического состояния.
Эхолалия –
непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
Надеюсь, что данная информация
будет полезна для вас!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.01.2024
Дата обновления: 25.01.2024
Дата публикации: 25.01.2024