25.01.2024
Рука
настолько тесно связана с нашим мышлением и трудом, что стала вспомогательной
частью речи. О том, что источники способностей детей находятся на кончиках их
пальцев, писал советский педагог В.А. Сухомлинский.
Всё
дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения
пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы
активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за развитие речи. А формирование
речи способствует развитию мышления.
Развитие
навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка
потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество бытовых и учебных действий.
Начать
работу по развитию мелкой моторики целесообразно с развития движений с крупными
предметами, только затем переходить к мелким предметам. Работу нужно проводить
регулярно с возрастающей сложностью предлагаемых упражнений. Поэтому сначала
ребёнка следует научить захватывать предметы, удерживать и отпускать их. Это могут
быть игрушки, предметы обихода, различные по форме, размеру и весу. Затем –
перекладывать их с одного определённого места на другое, раскладывать по
контуру на плотном листе бумаги, раскладывать по размеру, цвету, выбирать
одинаковые по тяжести.
Для
развития более тонких движений пальцев можно предложить детям:
- раскладывать
мелкие предметы (пуговицы, палочки, зёрна, декоративные камешки, др.) по
коробочкам, мешочкам;
- нанизывать
бусы, колечки, пуговицы на ниточку;
- работу
с бумагой (вырезать по контуру и разукрасить, оригами, перелистывание);
- работу
с пластилином;
- различные
шнуровки, завязывание бантов, плетение косичек, вышивание, вязание;
- игры с мозаикой, пирамидками, матрёшками, палочками;
- работу по прописыванию горизонтальных, вертикальных и волнистых линий, различных узоров, штриховок в разных направлениях, раскрашивание;
- пальчиковые
игры. Это могут быть статичные фигуры (изображение кистями рук собаки, кошки,
ёлочки, корзинки, стула и т.д.). Пальчиковые игры могут дополняться специально
предназначенными для этого предметами или нетрадиционно используемыми обычными
предметами: массажными игрушками (например, массажные мячики в виде сов,
собачек, львят), прищепками, зубными щётками, резинками для волос,
шестигранными карандашами, грецкими орехами, бигудями и т.д.;
- су-джок терапию. Ощутимую помощь в
коррекционной работе оказывают элементы самомассажа биологически активных
точек, находящихся на кончиках пальцев. Наиболее часто массируются пальцы
ведущей руки (3 раза в день).
Никогда
не ругайте ребёнка, если у него не получается хорошо работать ручками. Не
отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для детей. Больше занимайтесь
и хвалите за все успехи!
Развитие
моторики − неотъемлемая часть общего развития ребёнка. Для достижения
положительных результатов невозможно ограничиться только работой, проводимой в
детском образовательном учреждении. Родители – самые заинтересованные и
активные участники воспитательного процесса.
Успехов
вам и несомненных побед!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.01.2024
Дата обновления: 25.01.2024
Дата публикации: 25.01.2024