01.12.2023
Эмоциональное
благополучие, психологическая устойчивость взрослого во многом зависит от того,
каким было его детство. В свою очередь, развитие ребёнка тесным образом
взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной
стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным
образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя
направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику
суждений. Поэтому развитие эмоциональной сферы дошкольника играет очень важную
роль.
Знакомство с
эмоциональным состоянием можно осуществлять не только с помощью пиктограмм, но
и нетрадиционным способом – при помощи деревянных ложек с использованием
музыкального сопровождения.
Развиваем
эмоциональную сферу дошкольника с помощью деревянных ложек
Деревянные ложки
использовали во время плясок, танцев, песен для подчёркивания их
эмоционального, ритмического характера. Да и сейчас ложки активно применяются
как профессиональными коллективами народной музыки, так и в музыкальном
воспитании детей дошкольного возраста в качестве простейшего шумового ударного
инструмента.
Ритм, как известно,
имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребёнка
прекрасно соотносится с его психоэмоциональным состоянием. Знакомство с
различными ритмическими соотношениями с помощью ложек позволяет ребёнку
накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы
слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, он
постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений:
динамических, темповых, тембровых, т. к. каждый ударный инструмент имеет свой
неповторимы тембр, силу звучания, которые рождаются под воздействием разных
факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой
древесины, технология изготовления и пр.) У ребёнка формируется потребность в
самостоятельной творческой деятельности.
Но ложки могут иметь и
неспецифические свойства, и выступать в роли предмета, активно влияющего на
развитие эмоциональной сферы дошкольника. Достаточно взять ложку и с внешней
стороны черпака нарисовать рожицы, передающие различные эмоциональные состояния
человека: веселье, удовлетворение, радость, равнодушие, удивление, печаль,
неудовлетворённость, злость, обиду, страх и т. д. При необходимости на внешней
стороне могут быть нарисованы положительные эмоциональные состояния, а на
внутренней – отрицательные.
Для лучшего эффекта и
объективности восприятия эмоциональных состояний рисунок должен быть сделан в
минимальном цветовом решении.
Например, контур и
детали могут быть нарисованы коричневой краской, а белки глаз «залиты» белой
краской. Саму ложку после нанесения рисунка для износостойкости лучше покрыть
бесцветным лаком.
Основные виды
использования ложек – эмоциональных состояний с детьми дошкольного возраста
1. Рассматривание
ложек с различными изображениями эмоционального состояния человека. Это действие может
сопровождаться вербализацией образа на уровне описания (Человек грустный,
потому что у него… Человек весёлый, так как у него) и на уровне идентификации
своего состояния (Я был радостным, так как… Мне было страшно, потому что) или
состояния другого (Коля обиделся, потому что… Аня удивилась из-за того, что).
Ребёнок в соответствии с образом эмоционального состояния продолжает
предложение, тем самым развивая восприятие и вербальный анализ. Ребёнок
распознаёт мимическое отражение эмоций, сопоставляет его со своим опытом и
внутренними переживаниями. Когда же он сопоставляет и делает анализ
эмоционального состояния другого человека (сверстника, у него формируется
сопереживание). Понимание собственных эмоций происходит также через познание
эмоций других людей.
Дидактические свойства
ложек проявляются также при формировании нравственных понятий. Дошкольник
визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, производит
вербальную оценку эмоциональных проявлений, может перенести увиденное в
контекст реальных жизненных поведенческих ситуаций и поступков. Это позволит
ребёнку через такое несложное задание актуализировать столь необходимый для
дальнейшего развития и успешной социализации жизненный опыт, связанный с
человеческими взаимоотношениями.
А то, что ребёнок
оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него
самостоятельности суждений и мыслительной инициативы. Вместо ложек могут
применяться карточки с изображениями эмоциональных состояний человека. Но ложки
удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом
способствует дополнительному положительному сенсорному воздействию на ребёнка.
К тому же само нестандартное применение ложек в качестве дидактического
средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.
Фиксация различных
изображений эмоциональных состояний позволяет также развивать и обогащать
эмоциональную память ребёнка, а также формировать у него мыслительные процессы
при анализе различных ситуаций, характеризующих эмоциональное состояние
человека.
С обратной стороны
ложки можно нарисовать противоположное эмоциональное состояние – пусть дети,
рассматривая черпак, угадают, что изображено на его противоположной стороне.
Потом дети могут самостоятельно отгадывать изображённые на ложках друг друга
эмоциональные состояния.
2. Во время прихода в
детский сад утром ребёнку можно предложить выбрать ложку – эмоциональное
состояние, которая наиболее подходит к его настроению. Это для воспитателя
дошкольной группы станет экспресс-тестом для определения индивидуального
подхода к ребёнку, выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и
принятия дифференцированных решений, как строить взаимодействие с ребёнком.
Если он пришёл с плохим настроением, можно попросить выбрать ложку с положительной
эмоцией и простучать ритм. Через двигательную активность ребёнок сможет или
погасить своё первоначальное настроение, или забыть о нём, переключившись на
другой вид деятельности. Вместе с тем в процессе этой игры – коммуникации с
ребёнком – устанавливается атмосфера доверительности и сопереживания.
3. Во время
прослушивания музыкальных произведений дети в соответствии с характером музыки
выбирают и поднимают ложки (или карточки, тем самым символизируя возникший у
них эмоциональный отклик. Можно использовать в качестве примера несколько
музыкальных произведений известных композиторов, а также произведений русского
песенного творчества, которые ярко передают то или иное эмоциональное состояние.
Большое количество представленных произведений русских композиторов обусловлено
интонационной связью музыки с русской речью, что окажет дополнительное
воздействие на музыкальное развитие ребёнка. А включение разнообразных
произведений классической музыки влияет на развитие не только музыкальных
способностей ребёнка, но также интеллекта и творческих способностей.
Представленные примеры
не являются окончательными, и абсурдна мысль, что при прослушивании одного
произведения у детей возникает одно эмоциональное состояние, а при
прослушивании другого – эмоциональное состояние будет другим. Мир музыки
значительно богаче. Главная задача – побудить детей внимательно слушать музыку,
сопереживать ей, пробудить желание находить в музыке интонации, оттенки. Ложки
(или карточки) выступают в качестве предмета, помогающего ребёнку через
зрительный образ отображать возникшие у него во время прослушивания
музыкального произведение ассоциации и эмоциональные переживания.
Особенно это задание
интересно, когда музыкальное произведение имеет несколько разнохарактерных
частей.
Это задание позволяет
развивать эмоциональность восприятия во время слушания музыки на уровне
непроизвольного соинтонирования звучащему произведению и переносу услышанных
музыкально выразительных красок в визуализированные образы (ложки-эмоции).
Таким образом, ребёнок эмоционально откликается на звучащие музыкальные образы,
осмысливает их, и, обобщая, подкрепляет определёнными зрительными эталонами,
сформированными, прежде всего, на основе личного жизненного опыта.
В дошкольном возрасте
дети довольно открыто выражают свои чувства и эмоциональный настрой. А так как
ритм в своей основе носит эмоциональный характер, то детям можно предложить
исполнить несколько ритмических упражнений. Например, после прослушивания произведения
предложить простучать на обычных ложках то настроение, которое изображено на
ложке-эмоции. Причём это необязательно должна быть попытка повторить ритм
прозвучавшего ранее музыкального произведения. Дети на ложках передают прежде
всего своё эмоциональное отношение к услышанному, через ритм пытаются
отобразить свои ритмодвигательные проявления. Таким образом, происходит
соединение эмоциональных проявлений детей, эмоциональных особенностей
воздействия ритма и визуального отображения на ложках эмоционального
настроения.
4. Ребёнок к
определённому эмоциональному состоянию, изображённому на ложках, подбирает
наиболее подходящий цвет. Так, взяв ножницы (помня меры безопасности при работе
с режущим инструментом) и разноцветную бумагу или картон, он сам может
изготовить одежду для человека-ложки. Цвет бумаги выступает важным
выразительным средством при характеристике эмоционального состояния человека, а
также непосредственно самой эмоцией, воздействующей на ощущения человека.
Поэтому данный приём продуктивной творческой деятельности ребёнка позволяет
решать сразу 3 задачи.
Первая задача –
диагностико-коррекционная. По выбранному цвету можно определить, в каком
эмоциональном состоянии находится ребёнок. Выбирает ли он цвета активности
(красный, оранжевый, жёлтый) или нейтральный – серый. А может быть ему в
настоящее время более созвучны спокойные цвета: зелёный, синий или угнетающий
фиолетовый.
Существуют варианты
наиболее часто встречающихся соответствий выбираемого цвета с эмоциональным
состоянием ребёнка. Цвета имеют относительное ранжирование по восприятию и
предпочтениям ребёнка, связыванию их с определёнными эмоциями.
Как видно, некоторые
цвета повторяются. Большинство цветов состоят из смеси других цветов и являются
вторичными (оранжевый, зелёный, фиолетовый) и составными. Например, оранжевый
цвет можно получить, смешав жёлтый и красный, фиолетовый – из синего и красного,
жёлтый – из зелёного и красного, зелёный – из синего и жёлтого и т. д.
Педагог, после того
как ребёнок «оденет» ложку, должен попросить словесно рассказать, почему именно
этот цвет он выбрал, какие ощущения и чувства у него возникли. Ребёнка можно
попросить рассказать, какой цвет он бы выбрал, если бы у ложки было изображено
другое эмоциональное состояние. Это задание оказывает экспрессивное
эмоциональное воздействие, расширяет интуитивные аспекты понимания окружающего
мира.
Вторая задача –
аналитико-комбинаторная. Ребёнок дифференцирует, сопоставляет мимический образ
эмоционального состояния человека с цветовыми представлениями этого состояния и
вербализирует его.
Третья задача –
деятельно-прикладная. Ребёнок сам создаёт одежду для человека-ложки. Помимо
выбора цвета он прикладывает определённые усилия для создания конечного
продукта, проявляет художественно-прикладные качества и вырабатывает такие
черты характера, как усидчивость, внимательность, аккуратность.
Достаточно взять лист
бумаги или не очень толстого картона формата А4 (22 х 29,7 см, сложить его
пополам в длину, затем ещё раз пополам, но уже в ширину, и ножницами вырезать
контур одежды и отверстие для вдевания ложки.
Сделав такие игрушки, ребёнок может их
использовать при создании театрализаций, разыгрывании сюжетных композиций. А
это окажет дополнительное воздействие на развитие художественно-речевых
способностей ребёнка, различного рода творческих проявлений в
театрально-игровой деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2024
Дата обновления: 26.01.2024
Дата публикации: 01.12.2023